Каталог аппаратов Открыть каталог Открыть каталог заказать
M22 M22

Заказать каталог оборудования
Нажимая кнопку "ЗАКАЗАТЬ КАТАЛОГ", я подтверждаю, что ознакомлен с условиями "Политики конфиденциальности" и выражаю свое согласие с ее условиями
Запрос информации по партнёрской программе
Нажимая кнопку "ОТПРАВИТЬ ЗАПРОС", я подтверждаю, что ознакомлен с условиями "Политики конфиденциальности" и выражаю свое согласие с ее условиями
Рассчитать окупаемость
Нажимая кнопку "ОТПРАВИТЬ ЗАПРОС", я подтверждаю, что ознакомлен с условиями "Политики конфиденциальности" и выражаю свое согласие с ее условиями
Хочу получать новости
Главная » СТАТЬИ И ПУБЛИКАЦИИ » ДОГОВОР НА ОКАЗАНИЕ ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ: ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА И ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СТОРОН

ДОГОВОР НА ОКАЗАНИЕ ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ: ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА И ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СТОРОН

Договор на оказание платных медицинских услуг – документ, который регламентирует взаимоотношения между пациентом и медицинской клиникой, оказывающей услуги. Для того, чтобы минимизировать ответственность и проблемы при решении многих вопросов (например,  стоимость окончательного лечения, необоснованные претензии со стороны пациентов, ответственность со стороны проверяющих органов), каждой клинике необходимо тщательно проработать такой договор. Мы попросили руководителя юридической службы компании Premium Aesthetics – Калинову Екатерину – рассказать, на что обратить внимание при составлении договора на оказание платных медицинских услуг.

Предмет договора

Договор на оказание платных медицинских услугЕсли клиника не намерена заключать договор на каждый вид оказываемых пациенту услуг, а хочет составить долгосрочный «рамочный» договор, который бы определял общие принципы взаимодействия заказчика и исполнителя услуг, а также все права, обязанности, ответственность, то лучше сформулировать предмет таким образом: «Исполнитель обязуется оказывать (...), а Заказчик обязуется оплачивать и выполнять требования, обеспечивающие качественное предоставление медицинской услуги». Таким образом, самими формулировками договора предусматриваются в том числе отношения «на перспективу». Бывает, что сотрудники Роспотребнадзора, Росздравнадзора хотят наложить штраф за то, что в таких договорах не указаны четко цена и сроки оказания конкретных услуг. Вместе с тем нигде в законодательстве не сказано, что договор должен быть разовым и только на одну конкретную услугу. Цены на оказываемые услуги в любом случае указаны в прайс-листах, а понятие срока оказания услуги в медицине вообще относительно и зависит от множества факторов и обстоятельств.

Важно в самом предмете договора отразить, что обязанностью пациента является не только оплата услуг, но и соблюдение рекомендаций врача, потому что результат лечения напрямую зависит не только от усилий и знаний врача, но и от ответственного отношения пациента к процессу лечения.

В общих положениях есть смысл определить, что медицинская карта, план лечения, анкета о здоровье, информированные согласия, подписанные пациентом, а также Положение о поведении пациентов в клинике, Положение о гарантийных сроках (при наличии), прейскурант на услуги являются неотъемлемыми частями подписываемого договора, и что все условия договора рассматриваются в едином контексте с перечисленными документами.

Обязательства сторон

Чем подробнее они будут прописаны, тем лучше, тем меньше потом будет недопонимания с пациентом. Их также необходимо четко разделить на права и обязанности исполнителя и права и обязанности заказчика.

Важный момент: именно в этом блоке можно написать, что врач вправе направить пациента к другому специалисту с целью уточнения диагноза и выбора оптимального плана лечения, и что ответственность за выполнение или невыполнение этой рекомендации несет пациент. В случае если пациент не захочет посещать дополнительных специалистов, врач имеет право отказать пациенту в дальнейшем лечении, поскольку не имеет полной и достоверной информации для принятия решения о диагнозе и избрания плана лечения. Для чего нужен это пункт? Во-первых, для того, чтобы в сложных клинических ситуациях, когда действительно необходимы консультации и заключения дополнительных специалистов, клинику не обвинили в том, что в ней оказание одной услуги обусловливается необходимостью «приобретения другой услуги» (грубо говоря, обвинят в завуалированном вымогательстве денег), что Законом о защите прав потребителей запрещено. Во-вторых, этот пункт можно в дальнейшем использовать с так называемыми сложными пациентами, лечение которых принесет больше проблем клинике и ее врачам, нежели пользы самому пациенту.

как составить договор на платные медицинские услуги

Следует обязательно отметить в обязанностях клиники, что пациенту сообщается только приблизительная стоимость лечения (ориентировочная), если объем и характер работы врача неочевидны.

Права исполнителя. Здесь есть смысл обозначить ситуации, когда медперсонал имеет право не обслуживать пациента, а именно: если у заказчика имеются острые воспалительные или инфекционные заболевания, если заказчик находится в состоянии наркотического или алкогольного опьянения, а также в случае отсутствия в клинике необходимых материалов, технических возможностей врачей.

Обязанности заказчика (т.е. пациента). Это очень важный раздел. С советских времен мы привыкли, что у пациента нет обязанностей, и, что самое грустное, к этому привыкли сами пациенты. А обязанностей у них не так уж и мало:

  • заполнить анкету, предоставив полную и достоверную информацию о своем здоровье;
  • соблюдать все назначения и рекомендации врачей;
  • соблюдать гарантийные условия (при наличии);
  • своевременно предупреждать о невозможности прийти на прием (например, за сутки);
  • соблюдать Правила поведения пациентов в клинике, оплатить услуги исполнителя (т.е. врача).

Права заказчика. Здесь есть смысл определить процедуру выдачи копий медицинских карт и выписок из истории болезни, поскольку, чем больше пациентов, тем чаще возникают вопросы о том, как выдавать, нужен ли запрос, в какой срок обязаны предоставить и т.д. Для себя врачу нужно прежде всего определить, что получать информацию о своем здоровье и о проведенном лечении – законное право пациента. В данной ситуации у врача есть три варианта: выдать копию медицинской карты, выдать оригинал медицинской карты или выписку из нее. Копию, как правило, просят предоставить при переходе на лечение в другую клинику либо при переезде; выписку о конкретном этапе лечения – для экспертизы (консультации у других врачей). В интересах клиники знать, для чего пациенту информация. А знать – значит предвидеть дальнейшее развитие отношений с данным пациентом. Поэтому желательно научить администраторов ненавязчиво и вежливо уточнить, для чего нужна пациенту выписка или копия, либо побудить его к тому, чтобы он сам написал в заявлении о выдаче выписки (копии).

Кроме того, желательно прямо в договоре продублировать пункт ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» о том, что пациент имеет право на выбор врача с учетом согласия последнего. Возможно, когда-нибудь это уточнение окажет клинике хорошую службу, поскольку в наше время согласие врача вообще редко спрашивают.

Здесь приведены только базовые условия, универсальные для любого договора на медицинские услуги. Если у клиники есть специфика – стоматологические услуги, гинекология, ведение беременных, флебология, детский прием и пр., то в каждом случае следует совместно с лечащими врачами продумывать те ситуации, которые необходимо предусмотреть в договоре. Наличие конкретной специализации у клиники позволяет разработать качественный договор и предусмотреть конкретные обязанности пациента в части заботы о своем здоровье, разработать памятки, рекомендации. При этом директорам и главным врачам нужно помнить, что юрист – не врач, если у него нет опыта работы в медицине, при всем своем профессионализме он не наполнит договор клиники с пациентом необходимым содержанием – ему в этом нужно помочь. Помощь эта должна выражаться в том, что врачи формулируют возникающие с пациентами в практической деятельности проблемы, спорные ситуации и передают свои записи на осмысление юристу. Задача юриста – облечь этот ценный фактический материал в адекватную юридическую форму.

В следующей статье мы разберем части договора «Сроки оказания услуг», «Качество услуг», «Цена услуг», «Ответственность сторон и порядок разрешения споров».

ДРУГИЕ СТАТЬИ И ПУБЛИКАЦИИ

ВЫБОР ЛАЗЕРА ДЛЯ ФРАКЦИОННОГО ФОТОТЕРМОЛИЗА: АБЛЯТИВНЫЙ ИЛИ ПОВЕРХНОСТНЫЙ?

29.05.2013

Фракционный фототермолиз (ФФ) – это аппаратная лазерная процедура, в ходе которой под воздействием тонкого лазерного луча, воздействующего импульсно, в эпидермисе (поверхностный ФФ) или в эпидермисе

Подробнее

ПРОЦЕДУРЫ LIPOSONIX И THERMAGE — ПРИЗНАННЫЕ МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ ФИГУРЫ

28.04.2014

В обзор эффективных методов моделирования контуров тела Международного журнала Эстетической и Анти-возрастной Медицины «Prime» попали в том числе аппараты Liposonix и Thermage.

Подробнее

ВЫЯВЛЕНЫ ВОЗМОЖНЫЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К ЛЕЧЕНИЮ РУБЦОВ СО2 ЛАЗЕРОМ

07.07.2014

Процедура на фракционном СО2 лазере не должна проводиться с аргирозом в анамнезе, а также после лечения рубцов с помощью антимикробных повязок с серебром — предполагают американские врачи.

Подробнее