Каталог аппаратов Открыть каталог Открыть каталог заказать
M22 M22

Заказать каталог оборудования
Нажимая кнопку "ЗАКАЗАТЬ КАТАЛОГ", я подтверждаю, что ознакомлен с условиями "Политики конфиденциальности" и выражаю свое согласие с ее условиями
Запрос информации по партнёрской программе
Нажимая кнопку "ОТПРАВИТЬ ЗАПРОС", я подтверждаю, что ознакомлен с условиями "Политики конфиденциальности" и выражаю свое согласие с ее условиями
Рассчитать окупаемость
Нажимая кнопку "ОТПРАВИТЬ ЗАПРОС", я подтверждаю, что ознакомлен с условиями "Политики конфиденциальности" и выражаю свое согласие с ее условиями
Хочу получать новости
Главная » СТАТЬИ И ПУБЛИКАЦИИ » ВТОРАЯ ЧАСТЬ ДОГОВОРА НА ОКАЗАНИЕ ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ

ВТОРАЯ ЧАСТЬ ДОГОВОРА НА ОКАЗАНИЕ ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ

В первой части статьи мы писали про предмет договора на оказание платных медицинских услуг и обязательства сторон – клиники, оказывающей услугу, и пациента. 

Сроки оказания услуг

Сроки и цены в договоре на оказание платных услуг фотоПоскольку с пациентом составляется "рамочный" долгосрочный договор, конкретные сроки в нем указаны быть не могут, более того, как уже говорилось, сроки в медицине всегда относительны и зависят от многих факторов. Об этом в договоре нужно написать сразу: один и тот же алгоритм лечения болезни на разных людей оказывает разное воздействие и дает разные результаты, поэтому установить четкие и одинаковые сроки всем пациентам не представляется возможным, – эта мысль должна быть усвоена пациентом.

Отсутствие конкретного срока оказания медицинских услуг часто становится поводом для привлечения юридического лица к административной ответственности за нарушение прав потребителей, поскольку в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 "Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг" (далее «Правила»)  договор должен содержать условие о сроках предоставления услуг. Очевидно, что законодатель не задумывался о специфике той услуги, правовое регулирование которой он описывал в Правилах.

Срок в медицине относителен, это понимают не только врачи, но и проверяющие органы. А вот проценты за просрочку оказания услуги по Закону о защите прав потребителей вполне конкретны – 3% за каждый день просрочки от стоимости услуги. То есть даже если клиника каким-либо образом разработает "средние, типовые" сроки лечения, то любое осложнение (следствием которого будет отсрочка операции либо иных медицинских манипуляций), вызванное не действиями врача клиники как исполнителя, может принести клинике совершенно необоснованные расходы – штрафные пени за просрочку оказания услуги.

Гражданский кодекс РФ в ст. 421 предоставил сторонам свободу в выборе условий договора. Поскольку гл. 39 "Возмездное оказание услуг" не называет срок договора существенным условием возмездного оказания услуг, стороны вправе разрешить вопрос о сроках действия договора самостоятельно, определив его как заключенный на неопределенный срок.

Согласно ст. 190 ГК РФ, где законодатель определил, что срок исполнения обязательств может определяться указанием на событие, которое неизбежно должно произойти, срок начала оказания медицинской услуги объективно определяется моментом обращения пациента в клинику.

Таким образом, условие о сроке оказания медицинской услуги в договоре возможно сформулировать так:

"Срок предоставления (оказания) услуги определяется датой и временем обращения Заказчика к Исполнителю.

Сроки предоставления конкретных услуг, проведения лечения конкретизируются по соглашению с Заказчиком исходя из периода, необходимого для (……); общего и психоэмоционального состояния  пациента, наличия у него и врача свободного времени, остроты клинической ситуации. Количество необходимых приемов (период времени, в течение которого оказывается услуга, сдается работа) определяется индивидуально и фиксируется в плане лечения, подписываемом обеими сторонами".

Качество услуг

Для чего нужен этот раздел? Для того, чтобы врач и пациент одинаково понимали, что является качественно оказанной медицинской услугой и за что будут уплачены кровно заработанные пациентом деньги.

Описать качество можно двумя способами:

1) сформулировать самые общие критерии качественной услуги с ориентировкой на результат ее оказания;

2) сослаться в договоре на стандарты оказания медицинской помощи. Если они существуют, разработаны и введены в действие – на них. Если же не существуют, то есть смысл разработать свои и попытаться заручиться поддержкой соответствующего регионального Минздрава. Это идеальный вариант, в котором акцент делается на добросовестном исполнении доктором всех этапов лечения, предусмотренных стандартом.

При наличии таких стандартов и ответственном подходе врача к лечению и заполнению медицинской документации привлечь клинику к ответственности за "некачественное лечение" практически невозможно.

Цена услуг

Здесь прежде всего необходимо сослаться на прайс-лист (прейскурант) и обозначить, что он является неотъемлемой частью договора.

Встречаются ситуации, когда наличных денежных средств пациентов не хватает для оплаты, и долг остается до следующего посещения врача. Однако неясно, что делать, если пациент ушел и на прием не приходит, а долг за ним "висит", причем никак не оформленный. Ответ однозначный: оформлять долг распиской и отражать это в договоре.

Ответственность сторон и порядок разрешения споров. Это очень важный раздел с точки зрения урегулирования конфликтов с пациентами. Раздел, в котором нужно обязательно прописать схему рассмотрения претензий, чтобы пациенты не ходили ко всем подряд – к администраторам, к врачу, к медицинской сестре – и не требовали директора сейчас же и сию минуту.

Обязательно нужно указать срок рассмотрения претензии и то, что клиника не принимает к рассмотрению претензии на основе заключений, выданных специалистами иных частных клиник.

Есть смысл привести в договоре норму из ГК РФ о том, что исполнитель услуги освобождается от ответственности, если докажет, что вред возник вследствие нарушения потребителем (в нашем случае пациентом) установленных правил пользования услугой (применительно к медицинской услуге речь идет о грубом нарушении /несоблюдении/ рекомендаций врачей). Главное, чтобы было доказательство того, что пациента уведомляли (например, рекомендации вклеены в медицинскую карту и есть подпись пациента).

Дополнительные условия. Здесь, поскольку договор предполагается долгосрочным, целесообразно предусмотреть автоматическую пролонгацию.

Если нет возможности постоянно подписывать договоры у директора, то следует включить в договор норму о том, что документы с факсимильной подписью принимаются к исполнению сторонами и считаются действительными. Иначе договор будет недействителен.

Перед строкой о подписании договора сторонами необходимо прописать, что "настоящей подписью пациент подтверждает свое ознакомление с прайс-листом, Положением о гарантиях (при наличии), Правилами поведения пациентов в клинике и т.п." 

ДРУГИЕ СТАТЬИ И ПУБЛИКАЦИИ

ФРАКЦИОННЫЙ ЛАЗЕР PALOMAR

13.06.2013

Фракционный лазер Palomar 1540 – это именно тот аппарат, который чаще всего путают с оригинальным лазером Fraxel. В этой статье мы хотели бы развеять миф, связанный с этим заблуждением.

Подробнее

IPL ТЕХНОЛОГИИ В КОСМЕТОЛОГИЧЕСКИХ ЛАЗЕРНЫХ АППАРАТАХ. В ЧЕМ ИХ ПРЕИМУЩЕСТВО?

14.01.2015

IPL – одна из лазерных технологий, которая широко применяется и для борьбы с возрастными изменениями кожи, и для удаления нежелательных волос. Но как это работает в двух таких различных ситуациях?

Подробнее

КАК ПРАВИЛЬНО ВЫБРАТЬ АППАРАТ ДЛЯ ЭПИЛЯЦИИ: ВОПРОС ПОТРЕБНОСТЕЙ КЛИЕНТА

26.05.2013

Быстрая и безболезненная эпиляция возможна сегодня с помощью различных технологий, не уступающих друг другу в актуальности и эффективности. Premium Aesthetics поставляет самое новое и

Подробнее